Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - технологии / Миссия, философия, стратегия
О нас Реклама на сайте Вакансии и Резюме Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - словарь
HR - интересно
Вакансии и Резюме

Подписка

 


 
Советы консультантов: Не ждите великих
Добавлено: 12.11.2009
Версия для печати

 

Давид ШУСТЕРМАН,

директор консультативной фирмы «Пятерка»

 

Кризис сильно ударил по имиджу менеджеров.

 

Иначе и быть не могло: слишком много средств вкладывалось в создание мифов о «Великих Менеджерах», приносящих инвесторам максимальную прибыль независимо от состояния рынка. Интересно, что устойчивый миф создается без всякого учета реальности.

 

Вера в то, что есть такие чудесные люди — менеджеры, которым можно доверить кошелек, а потом не уставая считать прибыль, не опирается ни на общественно-политическую ситуацию, ни на состояние рынка товаров и услуг, ни на рынок труда.

 

Менеджмент определяется как научно-практическая деятельность и подчиняется определенному количеству системных законов.

 

Взять, к примеру, действующий во всех странах мира и в любых организациях, но постоянно забываемый в России закон Бира: «Нельзя улучшить работу организации, улучшая работу одного ее элемента». Известно также, что любой менеджер располагает ограниченным количеством рычагов воздействия, в то время как количество возможных воздействий на управляемую им организацию неизмеримо больше, чем-то, что есть у него.

 

В этом смысле управление атомным авианосцем гораздо проще, чем средним бизнесом. Командир корабля располагает математическим описанием своих средств воздействия (оружие), средств противодействия (оружие противника) и постоянно обновляющейся информацией об их местонахождении. Среди его рычагов воздействия на подчиненных — даже право расстрела в случае неисполнения приказа.

 

Любой топ-менеджер мечтает хотя бы о малой доле тех возможностей, которые есть у командира авианосца, потому что менеджеру приходится иметь дело с людьми в гораздо большей степени, чем командиру корабля. Менеджер общается с инвестором-хозяином, подчиненными и покупателями. У каждого из этих людей есть потребности и мотивы, своя картина мира и своя правда, так же как и у менеджера. Успешно взаимодействовать можно тогда, когда удается эти правды как-то согласовать.

 

Чего хочет любой инвестор? Он хочет за небольшие деньги в короткое время получить максимальную прибыль. Нормальный менеджер хочет за большие деньги и большее время получить меньшую прибыль.

 

Чего хочет топ-менеджер от подчиненного? Чтобы тот «раньше начал, позже закончил, желательно без обеда» и работал бы таким образом за небольшой оклад и без бонусов. Подчиненный хочет гарантированной занятости, максимальной оплаты труда и максимальных бонусов при минимальной нагрузке.

 

Чего хочет от покупателя топ-менеджер? Ажиотажного спроса. Покупатель при этом хочет на грош пятаков. Эти разнонаправленные интересы менеджеру необходимо постоянно согласовывать, искать и находить компромиссы. Только в этом случае он удержится в своем кресле.

 

Есть особые рынки и товары, где не все так сложно.

 

Существует пять факторов, которые облегчают менеджерам жизнь:

 

·                                                       себестоимость товара в разы меньше, чем его рыночная цена (например, нефть);

·                                                       товары постоянного массового спроса (хлеб, электроэнергия и т. п.);

·                                                       когда организация — монополист или занимает существенную долю рынка («Газпром», РЖД);

·                                                       когда организация аффилирована с государством или пользуется его полной поддержкой (Airbus);

·                                                       если организация обладает достаточными ресурсами для создания потребностей покупателя — в таких организациях основную массу прибыли направляют на рекламу, создание массовой потребности у покупателей (финансовые пирамиды, мода).

 

Все эти факторы резко минимизируют бизнес-риски и дают менеджерам огромные дополнительные ресурсы управления: можно подбирать лучшие кадры, покупать чиновников и т. п. Жизнь менеджера, если в его работе есть хотя бы часть вышеперечисленных факторов, нельзя даже сравнить с жизнью преобладающей массы менеджеров, этих райских условий не имеющих. Однако именно о менеджерах, находящихся в привилегированных условиях, пишут как о героях нашего времени и создают мифы.

 

В России в эту категорию попадают, например, руководитель «Газпрома» А. Миллер, руководитель РЖД  В. Якунин и др. Дальше идут менеджеры крупнейших компаний России. Понятно, что их «великость» — результат тех специальных условий, в которых они работают.

 

В мире и в России реально существуют менеджеры, которые работают в обычных условиях и создают эффективные организации за счет своего ума и таланта.

 

Тем не менее, менеджер — массовая профессия. Нельзя от массовой профессии ожидать массовой гениальности. В лучшем случае менеджер — это хорошо обученный профессионал с достаточным опытом работы.

 

Мифы необходимы хотя бы потому, что дарят надежду.

 

Кризисы возвращают нас к горькой реальности.

 

Источник: http://www.vedomosti.ru

 

 



Назад

  Начало / HR - технологии / Миссия, философия, стратегия

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна