Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Ух, как я зол!
Добавлено: 29.09.2005
Версия для печати

Компаньон провалил важные переговоры, менеджер задержал сдачу проекта, секретарь не сообщила о звонке... Такие неприятности вызывают гнев, с которым очень сложно справиться. Надо ли подавлять свои негативные эмоции или, наоборот, давать им свободный выход?

Анастасия Хрисанфова

Гнев себе во вред

Целую неделю Иван Каракезиди, владелец компании "Деревенское подворье" (производство вин), приходил в зоопарк играть с тигрятами. Он кидал в клетку снежки, а они отбивали их лапами. Таким необычным способом он справлялся с сильным гневом, который испытывал, пытаясь получить от госкомиссии разрешение на производство вина на своем заводе.

- Пока я играл с хищниками в зоопарке, напряжение постепенно отступало, ко мне возвращалось спокойствие, восстанавливались душевные силы, - вспоминает Каракезиди. - К сожалению, мне часто приходится сталкиваться с произволом чиновников. Чтобы пройти элементарную санитарную проверку, нужно собрать кучу бумаг и выполнить массу условии, а такое кого угодно выведет из себя. От напряжения мне помогает избавиться искусство, живопись, музыка. Я играю на пианино и флейте, особенно люблю джаз, а если под рукой нет музыкального инструмента, выручает природа.

Немногим предпринимателям удается управлять своим гневом. Не умея спокойно реагировать на неприятности или, наоборот, вовремя выплескивать негативные эмоции, они вредят не только окружающим, но и самим себе.

Подавление злости, по мнению Ирины Скуминой, бизнес-тренера центра "НЛП в образовании", приводит к мышечным зажимам, замкнутости, неспособности испытывать положительные эмоции, и в результате - к возникновению депрессии.

По словам Александра Сосланда, доцента кафедры мировой психотерапии МГППУ, сдерживание гнева может привести к язвенной болезни желудка, стать причиной частых головных болей, гипертонии, нарушений работы сердца.

Укрощение злости

За всю историю человечества было изобретено немало средств, которые помогают успокоиться. Например, император Юлий Цезарь в гневе обычно повторял про себя весь римский алфавит, прежде чем начать говорить.

Психологи также советуют держать при себе четки и в состоянии гнева перебирать их, повторяя: "Я злюсь на этого человека за то, что..." - столько раз, сколько костяшек на нитке. Сначала можно делать это вслух в одиночестве, потом - мысленно и в присутствии других людей.

По словам психолога, танцедвигательного терапевта Анны Гарафеевой, когда человек злится, у него повышается давление, учащается сердцебиение и дыхание. Этот эффект можно использовать для психофизической регуляции: если заставить себя дышать спокойно, гнев постепенно отступит.

- Подчиненные привыкли к моему вспыльчивому характеру, но я вовремя поняла, что если и дальше буду кричать на них, то люди просто начнут уходить,- рассказывает Светлана Красотина, директор салона "Красота + Здоровье". - Поэтому теперь, когда я начинаю злиться, я делаю глубокий вдох и считаю до десяти. Это помогает мне справиться с гневом.

Анна Гарафеева отмечает, что человек во власти эмоций перестает чувствовать свое тело, особенно нижнюю часть, как будто он теряет почву под ногами. Поэтому нужно постараться как можно скорее "вернуться в тело".

- Обратите внимание на свои ноги: как вы стоите, чувствуете ли стопы. Пошевелите пальцами ног, почувствуйте, как распределяется вес. Внимание к ногам поможет восстановить ощущение устойчивости, и переполняющие вас негативные эмоции угаснут.

Ирина Скумина советует гнев переводить в шутку.

- Смех снижает уровень агрессии. Смех противоположен гневу, поэтому одновременно злиться и смеяться очень сложно.

- Мой конек в ситуациях, вызывающих гнев, это юмор, - говорит Сергей Рябокобылко, старший исполнительный директор компании С & W/S & R (консалтинг в сфере недвижимости). - Тот, кто злится на собеседника, ожидает в ответ сходной реакции. Из такого диалога ничего путного не выходит. Я стараюсь разрядить атмосферу шуткой, почти всегда она помогает снять напряжение.

Нейтрализовать агрессию можно и с помощью удачного оформления своего рабочего места. Психолог, директор обучающего центра "Человек в бизнесе" Кристина Щурова советует принести в кабинет любимые вещи, фотографии семьи. Они будут напоминать о семейном уюте и помогут успокоиться. Еще одно расслабляющее средство - это вода, она уносит негативную энергию, поэтому фонтан или аквариум в офисе способствуют более доброжелательной атмосфере.

Не подавляйте, а выплескивайте

Хорошо, если гнев удается вовремя нейтрализовать. Но иногда лучше его выплеснуть.

- Гнев - это нормальная эмоция, присущая любому человеку. В ходе эволюции гнев закрепился как один из способов реакции на опасность - в случае угрозы можно либо бежать, либо атаковать. Гнев выполняет защитную функцию, поэтому полностью подавлять его очень сложно и вредно. Нужно научиться выражать его в приемлемой форме. Например, там, где нельзя кинуть вазу - прикрикнуть, а где нельзя повысить голос - позволить себе резкое или язвительное высказывание, - говорит Александр Сосланд.

Есть много способов, которые помогают разрядить накопившийся гнев. Это можно сделать с помощью боксерской груши, ударных музыкальных инструментов и других приспособлений, позволяющих применять физическую силу. В тренингах по управлению гневом выражению эмоций уделяется очень большое внимание. Например, участник получает поролоновую дубинку, которой может изо всех сил колотить по стулу, выкрикивая ругательства.

Галина Мельникова, генеральный директор компании HR Partner's, считает, что гнев - это типичная черта сильного лидера. Если человек сдерживает его в рабочей обстановке, то он, как правило, вымещает зло на семье или друзьях. А это часто приводит к конфликтам.

- Я считаю, что у каждого руководителя должно быть такое увлечение, которое помогало бы ему вовремя снимать напряжение, чтобы неприятности на работе не отражались на его близких. Я, например, занимаюсь степ-аэробикой и теннисом.

- Для меня нескольких спусков на лыжах даже с небольшой горы достаточно, чтобы избавиться от злости, скопившейся за неделю, - говорит Юрий Новиков, генеральный директор компании "Флекспро" (изделия из ПВХ-материалов).

- Снимать напряжение мне всегда помогали занятия классической борьбой, - говорит Али Гафуров, генеральный директор компании Light Group (световое оборудование). - Бывало, в порыве злости я укладывал на лопатки сильных соперников, с которыми, может, и не справился бы в другом состоянии.

Гнев строить и жить помогает

Кристина Щурова выделяет два вида гнева. В одном случае гнев ни на кого конкретно не направлен и сносит все на своем пути. Обычно он вызван чувством бессилия, отчаянием, ощущением собственной несостоятельности. Второй вид гнева направлен на конкретного человека или группу людей. Им легче управлять и даже можно извлекать из него пользу. Он мобилизует силы человека и помогает адекватно реагировать на возникающие проблемы. Высвободившуюся энергию можно направить на отстаивание собственных позиций, противостояние оскорблениям и грубости или, например, на ремонт в квартире.

- В строительном бизнесе здоровое проявление гнева только способствует повышению работоспособности, - говорит Алексей Добашин, генеральный директор строительно-инвестиционного концерна "Кроет". - На
стройплощадке я порой могу позволить себе перейти на крик и даже крепко выразиться. Но мой гнев никогда не бывает беспричинным, и при этом я никогда не унижаю своих сотрудников. Если я накричу, результатом становится не ответная агрессия, а рост производства.

Александру Оносовскому, генеральному директору компании "Гота" (производство и продажа одежды), управлять гневом помогает йога:

- Я занимаюсь эзотерической йогой Дао, которая учит использовать негативные эмоции для собственной выгоды. Можно не выплескивать злость, когда это может нанести вред окружающим, но сохранять эмоции для более подходящего случая. Иногда даже важно иметь небольшой запас гнева. Например, если на совещании сотрудники начинают горячо спорить, не слушая друг друга, очень полезно стукнуть кулаком по столу и прикрикнуть, чтобы вернуть их к конструктивному разговору.

Александр Оносовский: Гнев может стать очень сильным оружием в руках человека, который знает, как им управлять. Научиться этому можно с помощью восточных практик.


Источник: Свой Бизнес №4 2005

Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна