Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Если коллеги зажигают... значит, это кому-нибудь нужно?
Добавлено: 29.04.2005
Версия для печати

Ирина Лукьянова

Еще не успел отмыться с лиц новогодний салат, еще не забылись истории о том, «как Михалыч откалывал», - а уже на пороге 23 февраля и 8 марта. И неизбежные корпоративные вечеринки.

Без корпоративных праздников обходиться уже неприлично. Недавно вышедшее в издательстве «Феникс» пособие «Фирма гуляет» (автор Ю. Луговская) убеждает: «Эти мероприятия необходимы, прежде всего, для создания в коллективе дружеского, человеческого контакта и ощущения «сопричастности» общей цели, идее... Профессионально организованные, с проработанной «идеологической подоплекой» развлечения могут выполнить роль такого мотивационного инструмента, который при целесообразных затратах принесет компании серьезные психологические и, как итог, материальные дивиденды».

Раз дивиденды, надо гулять. Корпоративно. И на 23-е, и на 8-е, и на день рождения босса. Помочь в этом готовы фирмы и фирмочки, цирковые коллективы и члены Союза писателей, скучающие долгой зимой массовики-затейники из домов отдыха и профессиональные тамады. В газетах бесплатных объявлений и в Интернете не перечесть серьезных предложений: «Корпоративные мероприятия. Сценарий корпоративной вечеринки. Организация корпоративных праздников». Некоторые гордо вывешивают свои сценарии на сайтах. Другие даже публикуют лучшие наработки в книгах. Читайте, завидуйте: вот как иные фирмы гуляют. Гуляйте и сами, благо, примерных сценариев публикуется больше, чем в советское время — методических разработок празднования Нового года в старших группах детских садов и младших классов коррекционных школ. Впрочем, рука мастера не оскудела, почерк прежний, устойчивый. Дед Мороз и Снегурочка, Баба-яга, Кикимора и Леший — все оттуда, из детства, с утренников и вечеров, гуляний и капустников. (Во всех цитатах орфография, пунктуация и стилистика оригинала сохраняются.)

«Дед Мороз:

Не груби родному деду,

Я тебе не старый дуб.

Где была? Какому делу?

Снегурочка:

Я ходила в фитнесс-клуб!»

Е.П. Сгибнева, сборник «Фирма гуляет»

Откуда-то ведь берутся эти методисты-разработчики, массовики-затейники и поэты-песенники, эти зажигалы-общественники, ужас интровертов и творческих сотрудников. Это они гоняются за мало-мальски способными к стихосложению коллегами, вынуждая сочинить стишок к юбилею босса, это они подносят юбиляру поздравительный адрес и бронзовую статую, они гонят километры слабо зарифмованной белиберды:

«Снова Двадцать
Третее февраля!
Вы у нас по-прежнему
у руля!
Мы сегодня будем
вас поздравлять,
Все желанья исполнять!»

Н.В. Васильева, www.scenary.ru

Это уже даже не рука мастера, а его левая нога неутомимо и цинично валяет вирши по 150 рублей за четверостишие, минимальный заказ от 750 рублей, обязательно предоставление данных о поздравляемом. Вот служащие дают поэту словесный портрет начальника: «С подчиненными строг, но демократичен, уважителен и уважаемый, обладает хорошим чувством юмора, отменный рассказчик, с женщинами тактичен, иногда застенчив, обаятелен, с мужчинами — несомненный авторитет. Директор фирмы по продаже насосов для нефтедобычи. Внешние данные: скандинавский тип, светло-русые волосы, синие глаза, 2 метра ростом». И вот какую лирику создает по заказу любящего коллектива творец Игорь Короткевич из литературно-творческого центра «Стиль»:

 «Настало время объясниться,
И мы Вам скажем тет-а-тет:
Вы и для женщин
первый рыцарь,
И для мужчин авторитет!
Светловолосый, синеглазый
Былинный русский богатырь,
Насосный бизнес с Вами сразу
Пошел расти и вглубь и вширь».

Чествование босса — вообще праздник особенный. Он унаследовал понемножку от каждой позорной российской традиции низкопоклонства и чинопочитания. В нем что-то есть от зарисованного Чеховым поздравления столоначальника чиновниками департамента с преподнесением адреса. Что-то — от дежурного славословия вождю народов и другу всех детей. Что-то — от советских юбилеев, с такой ненавистью запечатленных в кино 70-х. Плюс постперестроечный цинизм и натужный, лебезящий, трусливый юмор. И конечно, неизбывная пошлость. «Распространенным украшением становятся плакаты примерно такого содержания: «Шеф всегда прав». «Шеф не спит, шеф отдыхает». «Шеф не ест, шеф восстанавливает силы»... («Фирма гуляет».) Перечислено 26 пунктов — чего не делает шеф.

«Николай Ильич: Оленька, я все прекрасно помню, просто ты позабыла Первый закон управленческой психологии: «Начальник всегда прав».

Оля: А если он не прав?

Николай Ильич: Тогда смотри Первый закон».

И. Ильинская, www.scenary.ru, «Юбилей кафедры социальной психологии»

Программой предусмотрено вручение подарков: фокус «чтение мыслей»  (поздравление от заместителя директора), «телекинез» (поздравление от главного бухгалтера), «чтение запечатанных конвертов» (от секретаря), «сломанная спичка» (от юриста фирмы), «нитка с иголкой» (от начальника службы безопасности). Каждый показывает боссу немудрящий фокус и что-нибудь приговаривает — «после фокуса поздравитель обещает боссу защиту от разных непредвиденных случаев». («Фирма гуляет».) Корпоративное празднование — повод не только продемонстрировать ловкость рук, но и попеть. Тексты изобретают творцы корпоративного жанра. Исполняет женский хор:

«Не кочегары вы, не плотники,
Но сожалений горьких нет,
как нет!
Вы управления работники,
И женский хор
вам шлет привет!»

Н.В. Васильева

Или мужской:

«Но коллектив наш спокоен
в смертельном бою!
Маршал стоит у окна,
и ему не спится!
Верим в него, в коллектив
и в победу свою!
Ведь, пока он стоит на посту,
Ничего не случится!»

Н.В. Васильева

Праздники — это еще повод выпить и закусить.

«Ведущая: Да, для ребенка девять лет — это возраст становления и обучения, а для компании, на мой взгляд, это возраст юности. Или я ошибаюсь и девять лет — это возраст устойчивой зрелости? Я думаю ответ на этот вопрос может дать коммерческий директор фирмы «NN» Андрей Николаевич. Андрей Николаевич говорит речь, все выпивают, закусывают». (Агентство «Ваш праздник».)

Агентству «Ваш праздник» тексты сценариев поставляет (цитирую) «профессиональный литератор Сергей Ермаков, написавший более двадцати книг для различных Московских издательств. Именно поэтому наши праздники отличаются искрометным юмором ведущих, чётким логическим построением свадеб, корпоративных вечеринок и других праздников». Можно взглянуть и на анонсы книг неутомимого творца корпоративного веселья — они выходят в издательстве «Эксмо»: «Следователь Тычинский, конечно же, сразу вспомнил, что шестерку, только другой масти, нашли возле трупа недавно убитого бандита по кличке Корень»... «Трогательная восемнадцатилетняя Марина, потеряв мужа и неродившегося ребенка, изнасилованная бандитами и чудом оставшаяся в живых, превращается в фурию, способную на все»... «Вор старой закалки Щуплый «смотрел» за городом по понятиям»...

В агентстве «Стиль» сплошь трудятся профессиональные поэты и писатели, одаряющие заказчиков примерно такими текстами:

«В общем, поздравляем.
В общем, все желаем
Дольше оставаться
именно такой.
А дороге Вашей
ни конца, ни края.
И пускай живётся
радостно, легко!»

Словом, пусть жизнь твоя течет рекою среди цветущих берегов и пусть останутся с тобою Надежда, Вера и Любовь, как писали мои одноклассницы в своих песенниках.

Сценарии корпоративных вечеринок (услуга платная, цена — от 1,5 до 5 тыс. рублей) повторяют друг друга, как страницы в девичьих альбомах. Вот такие, например, упражнения обнаружились сразу в нескольких шедеврах:

«Ведущий. Во-первых, проницательность. Мы всегда должны быть начеку! Поэтому наши сотрудники приобрели навыки чтения мыслей на расстоянии, что мы Вам сейчас и продемонстрируем. Загадайте любое число от 1 до 10, умножьте на 9. Сложите цифры. Отнимите 4. Выберите букву алфавита по порядку, соответствующую полученному числу. Загадайте страну на эту букву. Возьмите третью букву страны и загадайте животное на эту букву. Все загадали?

— А носороги в Дании не водятся! (В крайнем случае — норки!)

Разгадка в том, что всегда получается число 5, а на Д все загадывают Данию, на Н — носорога (изредка — норку)».

А вот популярная игра: «Выйти должны как минимум один мужчина и одна женщина. Можно больше, но чтоб соответствие осталось. Женщине вокруг талии веревкой привязывают шарик так, чтоб он был сзади. Канцелярскую кнопку протыкают сквозь пластырь и прилепляют на лоб мужчине. Мужчина должен проткнуть шарик кнопкой, женщина должна увертываться. Со стороны — смешно. Им по окончанию вручаются медали «Самый настойчивый сотрудник» и «Самая ловкая сотрудница»...

Кому не смешно, тот еще маловато выпил. Еще по одной — и вашему вниманию предлагается «конкурс для настоящих женщин»:

«Конкурс будет смешнее и интереснее, если в нем примут участие несколько мужчин, нарядившихся женщинами. При этом наряд может быть достаточно условным (шляпа, фартук или бумажный веер, прикрывающий бороду), главное, чтобы участники этого представления попытались копировать женское поведение»...

А то еще есть «шуточные тесты», вот для примера «восьмимартовский», на женскую логику: «Примеры заданий «Что лишнее?»: окраска волос хной, басмой, краской «Велла» (окраска «Веллой», поскольку хна и басма — натуральные краски). Ванильные сухари, панировочные сухари, сухари с изюмом (панировочные сухари, так как они не являются готовым к употреблению продуктом)». (Агентство Marryland.)

Зеваете? Щас развеселим! «Вам кажется это слишком банальным? А что если Дед Мороз распахнет свою шубу и под ней окажется мощный торс звезды Московского стриптиза? Уже веселее?» (Агентство ПиР.) «Самый простой способ отметить этот праздник — заказать боссу в кабинет стриптизершу или принести на общее чаепитие специально изготовленный торт с портретом вашего начальника». («Фирма гуляет».)

Дальше вас будут развлекать рисованием коллег с закрытыми глазами, поеданием торта со связанными руками, созданием женской и мужской фигуры из воздушных шариков с помощью скотча, давлением шариков задами сотрудников. Наконец, когда выпито уже достаточно, наступает черед танцев на сложенной газетке, боди-арта и разве что не «бутылочки». Подобные игрища сценаристы именуют «пикантными» или «шаловливыми». Обшаривания, ощупывания, обжимания и поцелуи, должно быть, изрядно поднимают корпоративный дух.

Есть у корпоративных вечеринок и другие цели. Среди них, например, такие:

«Усилить лояльность по отношению к компании. Поднять творческий потенциал сотрудников. Попытаться прояснить причины некоторых неудач, разрядить конфликтную обстановку. Попытаться прояснить правила, нормы, ценности корпоративной культуры. Продемонстрировать заботу руководства о сотрудниках фирмы. Сформировать патриотические чувства и позитивные эмоции у персонала фирмы. Заявить о фирме в СМИ. Продемонстрировать устойчивое финансовое положение фирмы». («Фирма гуляет».)

Но, допустим, уже на стадии обсуждения сценария вам все понятно с устойчивым финансовым положением. А в особенности — с творческим потенциалом, причинами некоторых неудач, правилами, нормами и ценностями корпоративной культуры, где праздники так подозрительно напоминают гулянье на провинциальной свадьбе. Допустим, что поэтика стихотворных поздравлений не соответствует вашим представлениям о прекрасном, а целоваться с пьяным начальником отдела безопасности не хочется вообще... Осторожно! Сверьтесь со списком ошибок, «которые лучше не совершать, если только вы не собираетесь менять место работы», согласно версии все того же сборника «Фирма гуляет». «№1. Самая большая ошибка — не пойти на корпоративную вечеринку, ибо, как правило, это «добровольно-принудительное» мероприятие».

А поэтому постарайтесь проникнуться корпоративным духом: пойте женским хором, не корчите рож, когда бабушка-главбух станет зачитывать начальнику свои стихи. Раздавите попой пару шариков. Обмакните нос в сметану, ловя зубами гривенник: этим и Сами-Знаете-Кто не брезговал. Примите участие в охоте на Офисную Кикимору. Изобразите с помощью пантомимы, как мужик ребенка пеленает или баба машину чинит. Сыграйте в «колечко-колечко, выйди на крылечко». Выпейте. Закусите. Повторите. Но если выпитого все равно недостаточно для того, чтобы корпоративная культура в духе Петросяна-Степаненко показалась вам вполне прекрасной, — будьте осторожны и не совершайте «ошибки №7»: «Люди, которые слишком много пьют на отмечаемых с сотрудниками торжественных событиях, наносят своей карьере большой вред».

Если вас насилуют коллективным весельем — расслабьтесь и получите удовольствие. И тогда ваш посудный шкаф украсит очередная кружка с логотипом, а начальник отдела кадров, наряженный цыганкой, нагадает вам повышение по службе. С 23 февраля. С 8 Марта. Держитесь! 


Источник: Карьера №2 2005

Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна