Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Культурный вопрос
Добавлено: 17.01.2005
Версия для печати

Дмитрий Черников

Что важнее: “вкладываться” в будущее культуры, или в знакомство народа с ее настоящим?

Проводы старого года, встреча нового - повод немного приподняться над текучкой будничных проблем и поговорить если не о “вечном”, то о том, что нас к этому самому “вечному” пытается приблизить. Ученые социологического центра Российской государственной академии госслужбы (РАГС) поинтересовались мнением россиян о ситуации в отечественной культуре. Респонденты оценивали тенденции в духовном развитии общества, качество и нравственную направленность телепрограмм, госполитику в сфере культуры. Разумеется, не остался в стороне и круг вопросов о свободном времяпрепровождении граждан, тесно связанный с доступностью и востребованностью культурных ценностей.

При выяснении форм досуга россиян оказалось, что “подлинный творец культуры” - народ - в силу тех или иных обстоятельств, во многом лишен удовольствия созерцать и оценивать плоды трудов отдельных своих представителей. В культурных учреждениях проводят свободное время менее пятой части наших соотечественников. Остальные опрошенные визиту в кинотеатр или музей предпочитают отдых дома или общение с друзьями. Притом 53,6% вообще не бывают в кино, в музеях - 62%, на выставках - 69,8%. Дома большинство россиян составляют компанию телевизору и книгам (газетам) или элементарно “отсыпаются”.

Однако просмотр телепрограмм и чтение периодики многим согражданам представляются вполне достаточным материалом для оценки нынешнего состояния духовной культуры отечества. Только 9,3% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос. Как “значительное возрождение” трактуют сегодняшние культурные процессы 4,5%, как “частичное обновление на пути к возрождению” - 27,8%. Пессимисты, тем не менее, преобладают: их оценки колеблются от сравнительно мягких форм (“застой” - 19,3%) до негодующего вердикта (“засилье бескультурья” - 36,9%). По мнению директора социологического центра РАГС Владимира Бойкова, такие результаты закономерны, поскольку “общество устало от пошлости и безвкусицы, ставших обыденностью на телеэкранах, страницах книг и периодики”.

Впрочем, по сравнению с изменениями в других сферах жизни общества за годы реформ, культурные преобразования воспринимаются не столь негативно. К примеру, если проведенные социальные реформы “в основном” находят поддержку у 7,9% респондентов, а изменения в морали только у 3,9%, то новые культурные веяния близки хотя бы 14,3% опрошенных. Заметим, что “в основном отрицательно” перечисленные изменения оценивают соответственно 49,1%, 58,7% и 32,4%. Видимо, довольно значительной части наших соотечественников еще весьма памятны специфические “культурные” издержки идеологического прессинга прежнего строя.

Несмотря на преобладание негативных оценок настоящего, значительная доля респондентов (44,3%) предсказывает большое будущее российской духовной культуре, а 22,4% и вовсе убеждены, что она сохраняет свое мировое значение.

Интересны ответы россиян на вопрос о доступности для них различных культурно-образовательных благ и услуг. Так, надо отдать должное оптимизму наших сограждан, которые в своем большинстве надеются получить для себя или для детей необходимое образование. При общеизвестном государственном курсе на платное высшее образование эти данные можно толковать двояко: либо большинство населения уже начало “откладывать” и преуспевают в этом, либо “необходимое” обучение граждане сознательно ограничивают средним профессиональным образованием, ввиду острого дефицита квалифицированных рабочих кадров.

Относительно доступны для россиян книги и фильмы. С посещением театров дело обстоит более сложно, а вот, как говорил Гоголь, “проездиться по России” или, тем более, путешествовать за рубежом могут себе позволить совсем немногие. И неудивительно, поскольку лишь у 5,1% опрошенных нет особых материальных затруднений. Уже 24,2% россиян крупные покупки не по карману, а 45,4% тратятся лишь на питание и текущие покупки. При ответах на два последних вопроса четко выделяется примерно четверть населения, крайне социально неблагополучная, не имеющая возможности пользоваться даже наиболее доступными культурными благами.

Здесь мы подходим к любопытному парадоксу, который выявило исследование социологов. Чем объясняют россияне свое вынужденное домоседство, низкую удовлетворенность культурных потребностей? Ответ предсказуем: прежде всего - нехваткой средств. Затем с большим отставанием идет “отсутствие свободного времени” и, наконец, только после этого - “плохая работа учреждений культуры” и недостаточная развитость их сети.

Вместе с тем, оценивая культурную политику государства, респонденты чаще всего выказывали озабоченность низким финансированием культуры, тогда как пункт “влияние государства на создание и распространение культурных ценностей” затерялся в середине списка. А ведь это принципиальный вопрос, поскольку финансирование самых ярких и интересных проектов кардинально не решит проблему их доступности, как и доступности уже существующих театральных постановок и книжных серий. Можно, конечно, финансирование культуры понимать в “неклассическом” смысле: как социальное дотирование с целью понизить стоимость входного билета. Но это как раз и будет инструментом влияния государства на “распространение культурных ценностей”. Наряду, например, с повышением зарплаты, с тем чтобы поход в театр перестал быть экзотикой для рядовых граждан.

Отметим, что были опрошены около двух с половиной тысяч человек в 25 регионах всех федеральных округов страны согласно общероссийской репрезентативной выборке.


Источник: Солидарность №1 2005

Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна