Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
В знак уважения загните уголок!
Добавлено: 09.09.2004
Версия для печати

Полина Стечкина

В моем столе лежит килограмм визиток. Некоторые из них сохранились лишь потому, что я не исключаю повторной встречи с их владельцами; другие регулярно перебираю, когда в работе случается некий творческий застой; на третьи просто любуюсь... Были и такие, что сразу попали в корзину: просто потому, что никакой ценности - ни эстетической, ни практической - для меня не представляли.

Между прочим, каждая выброшенная визитка - это еще одна упущенная возможность для ее владельца. О роли и значении визитной карточки сказано уже много. Вот, например, что пишут авторы книги "Законы успеха": "Визитная карточка - важная составляющая бизнеса. Это эффективная и к тому же недорогая форма рекламы. Человек, которому вы дали визитную карточку, возможно, и не позвонит вам завтра. Может быть, ваши услуги не понадобятся ему еще две недели. Но ваша карточка будет ждать своего часа, и когда вы понадобитесь, он будет знать, где вас искать. Кроме того, он порекомендует вас другим. Карточка - это стратегическое оружие. Она влияет на развитие вашего бизнеса еще долго после того, как вы ее кому-нибудь дали. Не жалейте карточек... Ответ на вопрос "Чем вы занимаетесь?" должен лежать у вас в кармане".

Визитная карточка незаменима при знакомствах, общении на банкетах, приемах, конференциях, презентациях, выставках, ярмарках. В ряде стран (например, в Японии, Корее) она выступает как удостоверение личности. Визитка также может быть средством заочного контакта и формой рекомендации, использоваться в частной и служебной переписке, для кратких информаций, приглашений, поздравлений, сопровождения подарков и сувениров и т. д. При этом вся суть и значимость человека должны быть выражены на ней в буквальном смысле двумя словами!

Как этого добиться? Какой должна быть ваша визитка, чтобы выполнить свои задачи: достойно представить владельца и сделать деликатную рекламу его бизнесу? Что и как писать на визитной карточке, чтобы она произвела положительное впечатление и выглядела респектабельно?

В идеале дизайн визитки должен определяться родом деятельности компании, которую представляет владелец карточки, перекликаться с имиджем фирмы. Деловые визитки, украшенные золотым тиснением, голограммами, перфорацией, сгинули вместе с малиновыми пиджаками и золотыми цепями толщиной в палец. Сегодня подобный "новорусский" стиль считается дурным тоном. Прошла мода и на визитки с фотографиями, залетевшая к нам из Европы в начале 1990-х годов.

Лучшие образцы деловой визитки выполнены в традициях благородного минимализма. Оптимальный материал - мелованный картон. Карточки не стоит ламинировать или делать глянцевыми, потому что в этом случае на них будет очень трудно записать дополнительную информацию. Хотите, чтобы ваша визитная карточка когда-нибудь была помещена в музей либо стала ценным экспонатом частной коллекции? Не делайте ее двусторонней; пусть оборотная сторона будет девственно-чистой, чтоб вы могли оставить для Истории свой неповторимый след: несколько слов признательности или деликатную просьбу, - как это сделал в голодных 1920-х годах некий университетский профессор. На обороте своей строгой карточки он высказал просьбу к секретарю студенческой столовой: прислать "пуд или два муки, если можно". Сегодня эта карточка - украшение коллекции Михаила Федосеева, питерского энтузиаста, собравшего за 20 лет свыше 40 тысяч до- и послереволюционных российских визиток.

Для тех, кто постоянно ведет деловое общение с иностранными партнерами, целесообразно будет заказать второй комплект карточек - на английском языке. Ну, а кроме стандартной карточки, полезно иметь визитку для специальных и представительских целей. Существуют также корпоративные карточки: их используют для поздравления от имени компании.

История предмета

Имеются две основных теории происхождения визиток. Одна, напыщенная, гласит, что их придумал какой-то придворный времен Людовика XIV. Согласно второй (больше похожей на правду), визитки вошли в обиход гораздо раньше и отнюдь не были атрибутом правящего класса. Напротив, ими пользовался в основном разночинный люд, любящий азартные игры: на "рубашке" карты проигравший писал свои имя и адрес, чтобы победитель мог назавтра явиться за выигрышем.

Полноценная эволюция визиток в России началась при Екатерине II, и к 1917 году развитие достигло своего апогея. Мужчины заводили себе "простыни" размером с почтовую открытку, на которых значились имя, отчество, фамилия владельца, его титул, реже - должность. Мужские визитки были строгими; варьировались только шрифты и сорта бумаги. Женщинам позволялись различные "излишества" в виде вензельков, цветочков, птичек, причем размер женских визиток порой был даже меньше современного. Для художников-миниатюристов работы в те времена хватало. После революции визитки на какое-то время исчезли и возродились лишь к началу 1920-х годов. В Советском Союзе иметь визитку могли либо чиновники и общественные деятели, либо представители творческой интеллигенции, которым прощались маленькие слабости. Право на визитку имели сотрудники обкомов, райкомов, дипломаты, космонавты, "выездные" деятели культуры. Существовал весьма строгий порядок получения визитных карточек: нужно было написать заявление в "органы" с убедительным обоснованием, зачем это нужно. Карточки чиновников были до ужаса скучны и однообразны (к тому же текст обычно проходил цензуру). Актеры, режиссеры, художники позволяли себе неизмеримо больше, создавая порой настоящие произведения искусства. От советских времен в наше светлое настоящее перешла манера писать фамилию впереди имени - до сих пор так делают только в России.

Правила игры

Важно не только иметь "правильные" карточки, но и умело ими пользоваться. Например, немногие знают, для чего на собственных визитках загибается правый верхний уголок. Всё очень просто: если вы пришли на встречу и не дождались партнера, полагается в знак уважения и надежды на продолжение контактов оставить для него именно такую business card. Только не забудьте, загнув уголок, потом его снова расправить!

В переговорах, особенно высокого уровня, существуют специальные правила этикета, регламентирующие порядок вручения визитной карточки. Вручать ее нужно в начале встречи, во время представления. Визитка преподносится лицевой стороной к собеседнику. В США и Европе особых регламентаций не существует, но представителям ближневосточных стран карточку следует вручать обязательно правой рукой, а гражданам стран Азии, в частности японцам, - обеими руками.

Во время переговоров стоит положить визитку собеседника на стол, чтобы иметь возможность оперативно и незаметно уточнить его имя или должность. Можно разложить перед собой несколько карточек партнеров - в том порядке, в каком они сидят.

При перемене адреса полагается послать деловому партнеру старую визитную карточку вместе с новой. Измененный номер телефона можно, в крайнем случае, вписать от руки - а вот вписывать новую должность считается верхом неприличия.

Во многих странах есть свои национальные пристрастия. Например, в Италии популярны визитные карточки в виде книжек, в Англии - вертикальные карточки, и т. п. При выборе стиля не рекомендуется слишком удаляться от этих общепринятых традиций. Помните, что те, кому приходится работать с большим числом партнеров, обычно хранят визитки в специальных настольных визитницах или альбомах с пластиковыми кармашками. Визитка с вертикальной компоновкой, вставленная в альбом, заполненный "горизонтальными" карточками, будет выделяться из общей массы, но человеку придется каждый раз выворачивать шею, чтобы прочитать на ней номер телефона. Несложно догадаться, кому он позвонит первому, если удобная и неудобная карточки от двух конкурирующих фирм окажутся рядом!

Стандарт
Александр Моисеев, медиадиректор издательства "ИМА-пресс":

Дизайн визитки напрямую связан с родом деятельности компании, которую представляет ее владелец. Если речь идет о крупном банке или серьезной производственной фирме, то визитки стоит выдерживать в консервативном стиле. Размер шрифтов должен быть не больше и не меньше общепринятых и не отличаться вычурностью. Количество цветов - два, максимум три. Лаконичность визитки говорит о том, что компания знает себе цену и не стремится к дешевой популярности.

Нормальная современная business card должна быть строгой, причем, независимо от пола и возраста владельца, ее размер не должен существенно отличаться от стандартного: 9ґ5 см. Цвет фона - только светлый, от иссиня-белого до кремового. Цвет шрифта - черный. Вариации возможны только с фактурой бумаги; высшим шиком считается тисненая. Престижно иметь карточку с рельефными буквами - современные технологии это позволяют. Из обязательных элементов программы - логотип компании, имя, отчество, фамилия (желательно именно в таком порядке) и контактные телефоны владельца.

Не следует перегружать утилитарную вещь избыточной информацией.

Если вы являетесь руководителем высшего звена или топ-менеджером, постарайтесь сформулировать свою должность одним словом. Оно должно быть емким и хлестким - а про остальные "регалии" будет сказано ниже. Например, если вы - вершина структуры предприятия, то имеет смысл просто написать: "директор", "президент".

Если в круг выполняемых вами обязанностей входит управление коллективом или активами организации, но при этом существует и вышестоящее руководство, следует использовать должности "руководитель", "управляющий" или "директор", но не с прилагательным "какой", а с уточнением - "чего именно". То есть: не "маркетинг-директор", а "директор по маркетингу" или "директор отдела маркетинга".

Еще один способ усиления значительности - указание научных и общественных "регалий". Как правило, этот прием используется стандартным образом: следующей строкой после указания профессии и/или должности перечисляются общественные статусы и научные заслуги. Обычно указывают ученые степени (кандидат наук, доктор наук, профессор) и членство в престижных общественных и профессиональных организациях (союзах, профсоюзах, фондах). Здесь главное - не спускаться до мелочей и не переборщить. Если "громких" званий нет, то кружки и клубы по интересам указывать не стоит.

Оформление деловых визитных карточек сотрудников магазинов, предприятий сферы услуг и т. п. может отступать от строгих норм, потому что эти визитки несут и рекламную нагрузку. На обратной стороне таких карточек можно поместить логотип, красочный символ, девиз фирмы, карту-схему.

Существует еще одна разновидность business card, несущих преимущественно рекламную функцию. Это CD-визитки, которые по форме представляют собой обыкновенный компакт-диск, вырезанный в виде пластиковой карточки. По сути же - это огромное хранилище, где можно разместить сотни страниц текста и иллюстраций, рисунки, графики, таблицы; все это может сопровождаться музыкой, анимацией и дикторским текстом. CD-визитки используются обычно для презентаций фирм и компаний на выставках и конференциях - так же, как каталоги товаров и услуг. CD-визитки находят свое применение в различных отраслях бизнеса. Туристические компании используют их в качестве каталогов своих туров с рассказами об особенностях поездки в ту или иную страну. Банки и финансовые компании - как приложение к своему пакету услуг: с условиями обслуживания, процентными ставками и образцами договоров. Рекламные агентства - как портфолио своих креативных работ. CD-визитки находят свое применение и в сфере малого бизнеса - например, в качестве мини-каталогов фирм, занимающихся изготовлением окон, жалюзи, систем отопления и т. п.

Исключением из общих строгих правил для деловых визиток являются эпатирующие карточки представителей творческих профессий - это только подчеркивает широту их профессиональных возможностей и выглядит вполне уместно. Например, нестандартные по размерам, цветам и материалам визитки нередко делают рекламные агентства и дизайн-бюро. Их главная роль - не быть похожими ни на какие другие. Именно эпатирующие визитные карточки производят наибольшее впечатление и лучше всего запоминаются. Главное - чтобы эпатаж не был чрезмерным!


Источник: Бизнес-журнал №11 2004

Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна