Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Доходность пунктуальности
Добавлено: 13.05.2004
Версия для печати

Доходность пунктуальности

Наталья Сорокина

Опоздавших просят не беспокоиться

Приходилось ли вам подолгу ждать друзей, опаздывающих на встречу? А партнеров по бизнесу? Потерянное впустую время, пошатнувшиеся отношения, невыполненные контракты, сорванные сделки - список можно продолжать.

Недавно журнал The New Yorker привел результаты исследований Роберта Ливайна, который не одно десятилетие изучал то, как люди воспринимают время. Социолог предложил поделить человечество на две культуры. Те, кто живет "по событийному времени", строят свое расписание в зависимости от происходящих событий, а те, кто живет "по астрономическому времени", организуют события в соответствии со своим расписанием. Неудивительно, что страны, живущие по "астрономическому времени", достигают больших экономических успехов, хотя при этом, может быть, получают меньше удовольствия от жизни. По сути, их отношение ко времени начинает превалировать во всех жизненных аспектах. В таких пунктуальных культурах, как Япония, пешеходы быстро передвигаются, сделки совершаются быстро и часы в банках всегда показывают точное время. В Индонезии же пунктуальность имеет меньшее значение, поэтому пешеходы никуда не спешат, рабочие "не устают" отдыхать, а часы в банке живут по какому-то своему внутреннему времени. И кажется, что традиции, как и бриллианты, "are forever" (навсегда) , но. ..

Точность - вежливость президентов?

Ровно в 12. 00 1 октября 2003 г. все жители Эквадора сделали то, о чем раньше даже и подумать не могли: все одновременно установили на своих часах точное время. Так началась Campana Contra la Impuntualidad - национальная кампания против опозданий. Основной целью этой инициативы стала борьба с печально известным в Эквадоре небрежным отношением ко времени. Ее реализацией занялась компания Participacion Ciudadana, сделавшая лицом кампании единственного в стране призера Олимпийских игр бегуна Джефферсона Переза, который с многочисленных плакатов призывал своих соотечественников "каждое утро делать себе инъекцию уважения, ответственности и дисциплины". Даже президент Лусио Гутьеррес, прославившийся своей непунктуальностью, дал торжественное обещание присоединиться к гражданам своей страны. Однако его пресс-секретарь, ехавший на телевидение для объявления этого решения, все-таки опоздал. ..

Подобная кампания может показаться явным фарсом - для национальных интересов страны она не важнее борьбы с неприятным запахом изо рта или плохой орфографией. Однако своим появлением она обязана элементарному экономическому факту: пунктуальность приносит доход. Согласно проведенному в Эквадоре исследованию из-за "хронических" опозданий страна теряет $2,5 млрд в год, что никак не назовешь незначительной суммой для государства с ВВП, составляющим $24 млрд в год. Фундаментальной задачей современной экономики является координирование действий миллионов людей, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективное производство товаров и услуг. Идеальной для решения этой задачи была бы ситуация, при которой люди находились там, где им необходимо быть, и тогда, когда это необходимо.

Направлены на достижение этой цели и последние нововведения в области производственного менеджмента, например система оперативной поставки комплектующих (just-in-time). Так, поставщики компании Dell должны доставить требуемую деталь на завод производителя в течение 90 минут. В таких жестких временных рамках нечто вроде "я вам подвезу ее чуть позже" не пройдет.

Час оплаты.

Кампания по борьбе с опозданиями в Эквадоре еще продолжается. Может ли увенчаться такая акция успехом? Ведь безделье может быть таким приятным, особенно если всю сознательную жизнь вы только этим и занимались. И имеет ли смысл приходить на встречу вовремя в стране, где все опаздывают? Опоздание рождает опоздание. Чтобы разорвать порочный круг, нужно разубедить себя в том, что опоздание общепринято, а следовательно - нормально. Жители Западной Европы и Америки однажды тоже научились быть пунктуальными. В начале промышленной революции владельцы производств прилагали титанические усилия, чтобы заставить своих рабочих появляться на заводе. .. в назначенный день. Про назначенный час говорить даже не приходилось. Историк Э. П. Томсон описывал, как подъем промышленности в Великобритании изменил восприятие британцами времени. День перестал быть единицей исчисления, уступив свое место часу. Неудивительно, что в конце XIX в. оплата труда в производстве постепенно перешла от сдельной к почасовой и часовые зоны были стандартизированы. Сегодня Эквадору легче: там уже есть часы и почасовая оплата труда.

В принципе, задача очень проста - нужно всех "подтолкнуть". А если убедить достаточное количество человек в том, чтобы не опаздывать, остальные тоже начнут соблюдать правила. Пример Эквадора интересен уже тем, что поставил под сомнение хорошо известное и всеоправдывающее "так принято". Но люди не только следуют традициям, они их создают.

Время успешных.

Проводить параллели между Россией и Эквадором довольно сложно. Уж очень мы непохожи. Правда, есть у нас по крайней мере одна общая черта: россияне, как и эквадорцы, особой пунктуальностью никогда не отличались.

По данным Елены Коневой, генерального директора группы компаний "КОМКОН", исследований по теме пунктуальности, а также ее взаимосвязи с финансовыми результатами компаний в России пока не проводили. Однако любой бизнесмен сталкивается с проблемой несоблюдения временных договоренностей практически каждый день. Подвоха можно ждать с любой стороны: от партнеров, поставщиков, клиентов, сотрудников. По словам Пола Уэйна, директора консалтинговой компании "Контакт-Эксперт", "пунктуальность может сыграть решающую роль при выборе партнера". Так, в его практике одна из российских компаний, участвовавшая в тендере, проводимом крупной западной нефтяной корпорацией, потеряла контракт на $300 000, задержавшись с предоставлением предложения на один час!

Опоздания клиентов оказывают заметное влияние на финансовые результаты компаний, работающих в сфере услуг. Роберт Кортни, возглавляющий американскую стоматологическую клинику US Dental Care в Москве, подсчитал: "Около трети пациентов клиники опаздывают на 15 минут, а иногда и более. Из них 15% так задерживаются на прием, что проведение намеченного лечения в оставшееся время становится просто невозможным и приходится переносить прием на другой день. В результате клиника теряет доход, а пациент - время. В США, например, после двух серьезных опозданий пациент вообще вынужден искать другого дантиста".

Тем не менее стремительные изменения, произошедшие в экономике страны за последние несколько лет, не могли не отразиться на организованности россиян. Глеб Архангельский, генеральный директор компании "Организация времени" и автор одноименной книги, считает, что "за время реформ многие россияне стали более пунктуальными". Он связывает это с двумя факторами: давлением конкурентной среды и расширением сотрудничества с западными партнерами, привыкшими к четкому соблюдению временных договоренностей. Архангельский уточняет: "Пунктуальность и оперативность являются одними из важнейших показателей качества предоставляемых вам услуг".

Но если с непунктуальностью партнеров или клиентов бороться достаточно сложно, то непунктуальность сотрудников - другое дело. Их своевременное появление на работе все-таки можно контролировать. И лучше, конечно, начинать с момента приема на работу. По словам Юрия Дорфмана, директора департамента компании Penny Lane Consulting, занимающегося подбором персонала в области права, "при определении требований к кандидатам на юридические позиции многие компании все чаще помимо профессиональных навыков указывают пунктуальность как необходимое деловое качество".

Способность организовать свое время становится неотъемлемой чертой успешного человека. "Однако слепо добиваться западной пунктуальности у нас не только невозможно, но и опасно. В России, с ее объективными проблемами и особенностями, должна быть найдена индивидуальная, здоровая мера. Иначе, когда мы срываем встречу из-за сотрудника ГАИ, который четыре часа не приезжает на место аварии, мы рискуем стать неврастениками", - считает Елена Конева. Похоже, у России и здесь свой неповторимый путь. ..


Источник: Ведомости 14 мая 2004

Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна