Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Деловой прием - полезное с приятным
Добавлено: 12.05.2004
Версия для печати

Деловой прием - полезное с приятным
Агунда Алборова

Основная часть современного делового этикета заимствована из дипломатического протокола, поэтому ряд правил дипломатического и делового приемов перекликаются. И хотя последний более демократичен, тем не менее, определенные нормы поведения должны соблюдаться неукоснительно.

Глава любой компании, независимо от масштаба бизнеса, определенное количество своего драгоценного времени вынужден тратить на посещение деловых приемов. И как бы ему ни хотелось иной раз увернуться от очередного приглашения, существующий негласный стереотип бизнес-культуры nobless oblige ("положение обязывает") диктует свои правила: приемы надо посещать, чтобы, во-первых, поддерживать связи и собственную репутацию успешного бизнесмена, а во-вторых, устанавливать новые контакты. Хотя некоторые и могут себе позволить игнорировать не слишком важные и скучные, на их взгляд, тусовки, большинство деловых людей стараются выдерживать хороший тон, отправляясь на прием по приглашению.

Демонстрация максимальной открытости и стремления к новым контактам в корпоративных правилах многих европейских и американских компаний сказалась и на форме проведения деловых приемов. Она стала более демократична по сути, а нормы этикета - не такие жесткие, как раньше. Однако, несмотря на внешнюю простоту, ряд правил на таких мероприятиях должен выполняться всегда.

Прием "на кончике вилки"

В последнее время и за рубежом, и в России наибольшей популярностью пользуются деловые приемы в стиле "а ля фуршет" (в переводе с французского - "на кончике вилки"). Этот формат позволяет хозяевам пригласить большее число гостей, а приглашенным - получить максимальную свободу общения и возможность завязать новые знакомства.

По этикету прием "а ля фуршет" длится около двух часов и проводится в промежуток от 17.00 до 20.00. Если в силу обстоятельств прийти на такую встречу вовремя не представляется возможным, это не рассматривается как моветон. Опоздание допустимо, но приходить к концу мероприятия все-таки не стоит. Уйти с вечера лучше до означенного срока - или, что называется, по-английски, или попрощавшись и поблагодарив хозяина.

Хорошим тоном считается заблаговременная рассылка официальных приглашений, отпечатанных типографским способом, в которых должно быть указано: в честь какого события происходит прием, кто его организует, когда и где он проводится. Фамилия и должность гостя вписываются от руки. Если прием высокого уровня, то в приглашении делается отметка о форме одежды. Если таких отметок нет, предполагается, что мужчины приходят в деловом, желательно темном, костюме, а женщины - в костюме или строгом платье.

При входе в банкетный зал гостей чаще всего приветствует хозяин; если гости приглашены с супругами - хозяин с хозяйкой. Вопрос о присутствии телохранителей в зале должен быть согласован заранее. По особому распоряжению они могут находиться вместе со своим клиентом. Если же на приеме собрались только хорошо известные друг другу лица, то с помощью телохранителей приглашенных усиливается внешняя охрана здания или помещения. Принцип сервировки стола на всех фуршетах одинаков. Многообразие закусок приготовлено и нарезано так, чтобы их можно было брать вилкой (отсюда и название приема). Ножи раскладываются справа от закусочных и десертных тарелок. Слева от тарелок находятся вилки, а рядом с ними - салфетки. Некоторые блюда, например тарталетки с икрой или салатами, можно брать просто руками. Для ряда закусок заготовлены специальные одноразовые шпажки. Если блюдо стоит на столе в большой посуде, то для того, чтобы положить порцию в свою тарелку, следует воспользоваться приборами, лежащими рядом с ним, - большой ложкой или вилкой. Делать это собственными приборами ни в коем случае нельзя.

Правила поведения на подобных приемах предписывают в самом начале обзавестись тарелкой с закусками и бокалом с каким-либо напитком (на тарелке оставляется место, чтобы в случае необходимости его можно было туда поставить).

А вот дальше начинается то, ради чего, собственно, и затеваются эти мероприятия, - общение и еще раз общение. По единому для всех гостей принципу - "Легкость, непринужденность и никакой навязчивости".

Тема беседы, после представления друг другу, выбирается в зависимости от того, по какому поводу устроен фуршет: юбилей компании, приезд делегации, открытие или закрытие выставки, завершение переговоров, конференция или презентация. Причем тут важно не вдаваться в длительные и детальные рассуждения, достаточно ограничиться высказыванием общего мнения о происходящем. Обмен визитками, как и подробный рассказ о своей деятельности, возможен лишь в случае явной демонстрации заинтересованности со стороны собеседника. Обсуждение со старыми и новыми знакомыми деловых проблем (незавершенные переговоры, подписание договора, детали предстоящей сделки) считается дурным тоном. Максимум, что допустимо, - договориться о встрече, да и то только с тем, с кем уже были какие-то общие дела. Напрашиваться на встречу с новым знакомым нежелательно. Также может быть негативно воспринято обсуждение острых политических, религиозных и национальных вопросов. На таких приемах не следует:

- самостоятельно знакомиться с новыми людьми (особенно если их статус заведомо выше вашего); представляться принято при содействии организаторов, хозяев приема или своих старых знакомых;
- задерживать собеседника беседой дольше 10 мин - у него могут быть собственные планы;
- привлекать к себе излишнее внимание.

Еще один безотказный принцип поведения, универсальный, впрочем, для приемов всех уровней, "Скромное обаяние без излишней суеты".

Ресторан. Другое измерение

Второй по популярности вид делового приема - прием, проводимый в ресторане. Это действительно своего рода другое измерение. Такое мероприятие отличается от фуршета особой, более официальной и обязывающей атмосферой, составом приглашенных (обычно высший руководящий менеджмент), за соблюдением общепринятых правил здесь пристально наблюдают, и их нарушение чревато подрывом деловой репутации в глазах партнеров.

В европейских компаниях и их российских представительствах принято приглашать в ресторан по поводу успешного завершения переговоров относительно большую группу партнеров (от шести до десяти человек), поэтому чаще всего они и являются приглашающей стороной. Руководители крупных российских фирм предпочитают деловые обеды с меньшим числом участников.


Источник: Босс №3 2004

Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна