Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Хорошо сидим
Добавлено: 11.02.2003
Версия для печати

Анатолий Чернов
Елена Горелова

Переезд в новый офис или переустройство старого обычно затевают, чтобы сделать рабочие места сотрудников более комфортабельными. В таком решении есть рациональное зерно. Как утверждают специалисты по эргономике, интерьерная рокировка в рабочей зоне может повысить производительность на 30 - 40%.
Компания "КОМКОН" переехала в новый офис летом прошлого года. С тех пор продажи выросли на 20%. Конечно, это объясняется не только сменой интерьера, но гендиректор "КОМКОН" Елена Конева уверена, что более удачная планировка нового офиса стимулировала рост эффективности. Одна из сотрудниц компании - Анна Уварова признается, что в старом офисе было тесновато. "Теперь у каждого из нас свой стол - "своя крепость", места хватает и бумажкам, и визиткам, и ракушкам", - рассказывает Уварова.

Переезд - дело хлопотное и подчас затратное, но руководители обычно надеются, что он будет способствовать повышению производительности труда.

Известный исследователь мотивации Фредерик Герцберг отнес условия труда к списку гигиенических факторов: согласно его теории, гигиенические условия сами по себе не могут стать источником мотивации, зато если они не оптимальны, могут вызвать снижение мотивации. В конце 50-х Герцберг провел исследование среди инженеров и бухгалтеров - он попросил подробно описать события, заставившие их чувствовать полное удовлетворение или неудовлетворение от работы. Выяснилось, что положительные эмоции люди связывают с выполнением определенных заданий. А все отрицательные - с условиями труда. И хотя обустройство рабочего места лишь один из гигиенических факторов, в сумме общих раздражителей он играет не последнюю роль.

Менеджер по продажам рекламного агентства "Рекарт 31" Владимир Исаев с ужасом вспоминает свое бывшее место работы в издательстве The Bonnier Group. Обязанности у него там были те же, что и на новом месте, - прямые телефонные продажи. Но неумно организованное рабочее место было причиной непроходящего раздражения. "Я и мой монитор были на виду практически у всех сотрудников отдела. Соседи слышали мои переговоры и считали своим долгом дать "добрый совет" вроде того, как надо разговаривать с клиентом", - говорит Исаев. На новом месте работы в комнате всего пять человек, а в пределах видимости всего один.

Доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ Ольга Чернышева говорит, что санитарные нормы и правила, установленные еще в советское время, не соблюдаются в 90% российских компаний. Руководство пытается сэкономить, посадив всех в одно большое помещение, впритык друг к другу. И хотя, по словам Чернышевой, единой теории "рассадки" сотрудников нет, зато есть набор гигиенических правил. Например, индивидуальное пространство каждого сотрудника, как минимум, 9 куб. м. А по санитарным нормам на одного человека должно приходиться 4,5 м пола. Компьютеры расставляются по осям на расстоянии, как минимум, 2,25 м друг от друга. "Компьютер - это ведь, по сути, лампочка, на которую вы все время смотрите. И если в поле вашего зрения попадает компьютер коллеги, то это увеличивает раздражение", - объясняет Чернышева. В идеале со своего места человек не должен видеть ни чужих мониторов, ни других сотрудников.

Часто компании приглашают дизайнеров для планировки офиса, но это не всегда решает проблему. "Мне рассказали историю, - говорит Чернышева, - когда проект дизайнера предусматривал, что через открытую дверь руководитель видит своего подчиненного". Первое время они улыбались друг другу, но вскоре начали испытывать взаимную ненавидеть.

"Для эффективной работы большого отдела, например, продаж, надо, чтобы все менеджеры сидели вместе - это создает дух здоровой конкуренции", - говорит директор по продажам компании "Промет" Алексей Петров. И в то же время они не должны весь день быть в прямой видимости друг друга. Работу на виду человек выдерживает год-два, а потом эмоционально "выгорает", считает Петров. Раньше в его отделе, который занимается оптовой торговлей металлической мебелью и сейфами, работало шесть человек, когда же он разросся, пришлось рассадить людей в ячейки с перегородками. "В ячейках сидит по два-три человека, создается свой микроклимат, неформальные отношения - и, если один из сотрудников, например, заболевает, коллеги прикрывают его, - уточняет Петров. - И мы поддерживаем такой стиль общения". "Начальник отдела сидит в ячейке один - ему чаще приходится вести конфиденциальные разговоры", - поясняет Петров. И в то же время он доступен для общения: в ячейке нет дверей.

Руслан Ильясов, вице-президент по персоналу пивоваренной компании Sun Interbrew, которая планирует переезжать в новый офис, рассказал о своем подходе к планированию рабочего пространства. "Самое главное - не разбивать команду сотрудников, которым приходится каждый день взаимодействовать. Те, кто работает в одном отделе или над одним проектом, должны сидеть рядом. Так, мы планируем посадить вместе команду регионального уровня управления - там есть и менеджер по персоналу, и маркетолог, и другие люди", - рассказал Ильясов.

Психологи рекомендуют разбить рабочее пространство офиса на четыре обособленные зоны: территорию босса, рабочую зону для сотрудников, место отдыха и подсобные помещения, напоминает Вадим Кузнецов, коммерческий директор мебельной компании "Феликс". По его словам, для начала надо разбить сослуживцев на функциональные группы, которые должны сидеть рядом. Если в одной комнате сидят люди, которые решают разные задачи, время используется непродуктивно.

Наиболее удачным для рассадки большого отдела считается квадратная комната. "Самые большие сложности вызывает обустройство "аквариумов" - помещений правильной конфигурации, но разделенных стеклянными перегородками от пола до потолка", - предупреждает Кузнецов. Здесь практически негде поставить высокие шкафы (только вдоль глухих стен). К стеклянным перегородкам рекомендуется ставить низкие или средние шкафы, спинками друг к другу. По словам Кузнецова, это сохраняет хорошую освещенность и обзор.

Для больших офисных помещений Кузнецов рекомендует эргономичные столы, ставить их в центре комнаты, сдвинув "звездочкой": острыми углами другу к другу, а закругленной столешницей наружу. "Такая расстановка позволяет существенно сэкономить площадь и при этом оставить вокруг столов пешеходную зону, - говорит Кузнецов. - Если же плотность рабочих мест не слишком велика, стоит отдать предпочтение прямоугольным столам, оборудовав их удобными приспособлениями - подставками под монитор и системный блок, приставным столиком или мобильной тумбой"


Источник: Ведомости 12 февраля 2003

Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна