Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Психогеография пространства
Добавлено: 20.01.2010
Версия для печати

Марина Зырянова

 

Материал для этой статьи навеян тренингом по командообразованию, который проводил в Новосибирске Константин Коваленок года четыре назад.

Оказывается, офисное пространство наше подсознание делит на три зоны, начиная от входной двери. И каждая из этих трех зон бессознательно активизирует определенные уровни восприятия и реагирования. Этот эффект можно использовать для повышения эффективности сотрудников, отвечающих за определенные участки бизнес-процессов.

Например:

 

 

 

Бухгалтер, маркетолог-аналитик, все, кому приходится погружаться в большие объемы цифр, информации, все, кому требуется внимательность, - их рабочие места делать лучше ближе ко входу в офис. Менеджеры телефонных продаж, операторы - будут более эффективно работать в средней зоне офиса. Рекламисты, пиарщики, дизайнеры, руководители, key account-менеджеры будут более результативными, если их рабочие места - в дальней от входа зоне, желательно - у окна.

В основе концепции психогеографии пространства - бессознательные паттерны (импринты), заложенные в человека с рождения.

Согласно этим импринтам, вход в помещение (в бессознательном человека это проход через родовой канал) активизирует ощущения, чувства, интуицию. На рисунке эта зона выделена желтым цветом. Здесь всякий раз происходит мгновенная рекогносцировка, сканирование пространства, все чувства обостряются, включается интуиция, и при этом активизируется левое полушарие, обрабатывая и анализируя поступающую информацию. Если говорить о постоянном пребывании в этой зоне офиса, то здесь продуктивно трудятся сотрудники, отвечающие за безопасность, аналитики, экономисты и бухгалтеры. Сюда хорошо хотя бы на время сажать руководителя, чтобы он почувствовал ситуацию в офисе, настроение сотрудников, общую психологическую атмосферу.

Двигаясь от входа вглубь офиса, мы погружаемся в максимум звуковых колебаний. Средняя зона активизирует слуховое восприятие. На рисунке она выделена голубым цветом. В средней части офиса наше бессознательное настроено на максимальный сбор информации через органы слуха. Здесь легче услышать. В этой зоне офиса продуктивно трудятся переговорщики – менеджеры продаж (особенно, по телефону), операторы, другие специалисты, для которых важно умение слушать и слышать.

Дальняя от двери треть офиса активизирует визуальное восприятие пространства. Именно в этой части офиса чаще всего бывают окна и самое лучшее освещение. Здесь формируется видение. Из этой зоны офисного пространства удобно обозревать как внутреннее помещение, так и то, что происходит за окном. Здесь хорошо проходит процесс творчества. В этой зоне обычно делают себе рабочие места директоры по развитию, руководители отдела продаж, супервайзеры, руководители разных рангов.

В качестве особого примера давайте рассмотрим типичный школьный класс и принцип размещения в нем разных категорий учеников.

В большинстве школьных классов доски стоят в «желтой» зоне, рядом со входом в класс. На первых партах обычно сидят «очкарики» - ученики с плохим зрением, но с обостренной восприимчивостью и чувствительностью. Также на первых партах сидят отличники – исследователи, логики, старательные, вдумчивые, аккуратные и внимательные ученики. Они буквально впитывают информацию и не хотят видеть перед собой помехи и отвлекающие факторы.

На средних партах обычно сидят «середнячки», у которых «ушки на макушке». Они более расслаблены и более разговорчивы.

На задних партах любят сидеть ребята, которым важна свобода, контроль окружающего пространства и возможность заниматься своими делами. Это настоящие креативщики, не всегда в хорошем смысле этого слова. Чаще всего, все те, кто сидит на «камчатке», практически не способны сосредоточиться на визуальном материале (ведь доска как демонстрационный инструмент находится «не в их» зоне).

Теперь рассмотрим прикладное значение психогеографии пространства для тренеров.

Эта информация может быть полезна для эффективного расположения участников в тренинговом пространстве. Чтобы участники лучше воспринимали информацию, флипчарт и другие демонстрационные материалы должны находиться в «визуальной» части тренингового зала, а сами участники должны сидеть в «аудиальной» и «чувственной» зонах. Так они больше услышат и прочувствуют. Мозговые штурмы, работу с кейсами лучше проводить в «визуальной», «креативной» части зала - будет лучше и эффект, и результат. А вот «разбор полетов», обмен мнениями, анализ текущей ситуации, непростой разговор с участниками лучше проводить в средней или ближней к двери зонах.

Глубокие, скрытые чувства, интуиция более всего проявлены ближе ко входу. Чем дальше от входа, тем ощущения становятся «тоньше», но при этом возрастает эмоциональный фон и способность к визуализации.

Можете исследовать эту тему не только в офисе, но и дома. Где стоит ваш телевизор, диван и кресла, рабочий стол? Если вы творческий человек и вам нужно активизировать творческий процесс – поставьте стол подальше от входной двери в комнату. А вот помечтать или прочувствовать ситуацию лучше в кресле или на комфортном диване ближе ко входу. Всем известно, что лучшие семейные (да и офисные) посиделки бывают за столом, стоящим посредине комнаты. Там мы с удовольствием говорим и слушаем друг друга, создавая синергетический эффект соединения всех трех зон.

 

Источник: http://www.e-xecutive.ru

 

 

 



Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна