Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Tabula Rasa для руководителей, или Как снова стать успешным после увольнения
Добавлено: 04.09.2009
Версия для печати

Топ-менеджеры, которые сами неоднократно увольняли сотрудников, пожалуй, тяжелее других воспринимают ситуацию, когда на дверь указывают им. Как свидетельствует статистика, только 35% из них вновь удается занять руководящую должность, 22% — перепрофилируются в консультантов, а 43% — просто «удаляются на покой»… Что делать экс-руководителю, желающему снова достичь карьерных высот после полного провала? Несколько простых, но действенных рецептов предлагают Джефри Зонненфельд и Эндрю Уорд в книге «Firing Back: How Great Leaders Rebound After Career Disasters».

Цена репутации

Одна из первостепенных задач для потерпевшего карьерное фиаско руководителя — восстановление репутации.

Для начала надо осознать причину, которая привела к увольнению (требуется отказаться от эмоций — как будто вы даете оценку постороннему человеку). При этом не стоит зацикливаться на вопросе «почему это произошло со мной?». Нужно найти на него рациональный ответ, извлечь урок и больше к этому не возвращаться. Излишние размышления будут только пустой тратой времени.

После этого оцените ущерб, нанесенный вашей репутации (c учетом того, что разные причины увольнения по-разному сказываются на профессиональной репутации). В зависимости от этого планируйте свои дальнейшие действия, их масштабность: сколько людей подключить, какие шаги предпринять, а от каких лучше воздержаться.

Создайте «легенду» (свое видение истории увольнения) и будьте готовы неоднократно излагать ее окружающим. Не всегда истинная причина карьерного краха известна широкому кругу людей. Но если экс-руководитель заинтересован в том, чтобы она стала достоянием общественности, он может прибегнуть к помощи друзей и знакомых. Такая рекомендация звучит банально, но на самом деле многие менеджеры недооценивают свой круг контактов. Даже если вы абсолютно уверены, что никто из знакомых не в силах посодействовать вам в восстановлении репутации и карьеры, в реальности это не так. Как всем хорошо известно, каждый из нас может выйти на контакт с любым человеком всего лишь через несколько «промежуточных звеньев». Не стоит недооценивать этот феномен. Ведь если о вашем увольнении (точнее — о вашем видении этой истории) узнают ваши знакомые, то они расскажут об этом своим знакомым, и, вполне вероятно, что те тоже смогут таким образом поспособствовать восстановлению вашей репутации, а то и предложат вам работу.

Правила поведения после увольнения:

  1. Четко проанализируйте, что и в какой момент пошло не так. Вспомните, как развивались события и составьте для себя подробное объяснение.
  2. Не спешите. На восстановление репутации понадобится как минимум несколько месяцев — настройтесь на это.
  3. Сформулируйте цели, которых хотите добиться, осознайте, к чему именно вы стремитесь.
  4. Планируйте. Отнеситесь к восстановлению репутации словно к очередному проекту. Составьте план действий с указанием четких критериев, по которым вы сможете отслеживать улучшение ситуации.
  5. Не молчите. Помимо неоднократного изложения «легенды» о вашем увольнении знакомым, стоит рассказать ее и публично. Проще всего сделать это в Интернете — скажем, на собственном сайте.
  6. Не сжигайте мосты. Даже если сейчас вы испытываете негативные эмоции по отношению к вашей бывшей компании, не теряйте контактов с коллегами. Не исключено, что в будущем вам понадобится их помощь.
  7. Слушайте. Чтобы оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства, прислушивайтесь к тому, что о вас говорят. Просматривайте новости в Интернете, периодически заходите на поисковые сайты, ищите упоминания о вас в сети.
  8. Анализируйте прочитанное и услышанное. На основании полученной информации делайте выводы и корректируйте план действий по восстановлению своей репутации.

Так, например, произошло с Берни Маркусом. После увольнения с руководящей должности в сети магазинов Handy Dan он задумался о создании собственной сети торговых центров. В этот момент к нему на помощь пришел Кэн Лангон — банкир, с которым Маркус познакомился еще во время работы в Handy Dan через другого своего знакомого. Узнав об увольнении Маркуса, Лангон позвонил ему и предложил содействие в создании компании. Он на время стал партнером Маркуса, предоставил ему финансирование и помог восстановить репутацию в деловых кругах. В результате была основана одна из самых успешных в мире торговых сетей — компания Home Depot.

На этом этапе руководителю нужно избежать распространенной ошибки. Некоторые, стремясь как можно скорее восстановить свой социальный статус, после увольнения готовы согласиться на первую работу, которую им предложат, даже если она не вполне соответствует уровню их профессионализма. Тут менеджер рискует попасть в ловушку: потом он может побояться бросить неподходящую должность, чтобы снова не оказаться не у дел. Ведь эта работа приносит деньги, дает какой-никакой статус, а значит, обеспечивает ощущение стабильности и безопасности, которых так не хватало после увольнения. Но в результате он рискует никогда не достичь тех вершин, которых мог бы.

Миссия: перезагрузка

После карьерного фиаско стоит пересмотреть и заново сформулировать собственную миссию — чтобы понять, что же, собственно, делать дальше. Как правило, миссия топ-менеджера как бы автоматически связана с миссией компании, в которой он прежде работал. Но, не разделив их в своем сознании, руководитель не сможет быть уверенным, что делает именно то, чего действительно хочет.

Некоторые часто совершают ошибку, принимая решение просто повторить все то, что привело их к успеху на предыдущей работе. Они не понимают, что увольнение — это сигнал к тому, что надо что-то менять. Но если все оставить на своих местах и просто найти работу на должности, аналогичной предыдущей, результат может оказаться таким же.

Чтобы определить личную миссию, нужно:

  • составить список интересов и профессиональных целей — не основываясь на прошлом, а исходя из нынешних желаний;
  • расставить приоритеты, и не обязательно в виде рейтинга — несколько целей могут иметь одинаковую значимость.
  • определить, какие финансовые ресурсы потребуются, кто сможет помочь, чем можно пожертвовать, чтобы достичь поставленных целей;
  • подумать, есть ли в вашем окружении люди, которые могут помешать реализации ваших планов, и что вы могли бы сделать для ослабления их влияния.

На формулировку личной миссии может понадобиться немало времени и усилий. Например, Стив Джобс после увольнения из Apple улетел в Италию и, купив велосипед и спальный мешок, отправился путешествовать по Тосканским холмам. Он спал под открытым небом, целыми днями размышлял о том, что с ним произошло, и о планах на будущее. Он рассматривал несколько вариантов: уйти в политику, заняться благотворительностью и даже полететь в космос. А через несколько месяцев путешествия понял, что видит свою миссию (как в Apple, так и за ее пределами) в том, чтобы генерировать идеи и создавать инновационные продукты. Вскоре он со брал команду и создал новую компанию — NeXT; ее в 1996 году купила Apple, и Джобс снова вернулся в родные пенаты.

Многие экс-топы, которые осознали свою миссию и руководствуются в первую очередь желанием получать удовольствие от жизни, после увольнения предпочитают не искать новое место работы, а открыть свой бизнес. Пример — Микки Дрекслер, долгое время руководивший компанией Gap — производителем модной одежды. В 2002 году он был уволен решением совета директоров — по их мнению, его «ручной» стиль управления не соответствовал масштабу бизнеса и не мог обеспечить его стремительный рост. Дрекслер мог и не начинать заново строить карьеру — у него хватало средств на безбедную жизнь. Однако он хотел доказать всем, что не потерял деловую хватку. Gap предложила Дрекслеру несколько миллионов долларов с условием, что он не станет работать на другую компанию и не начнет собственное дело в этой же сфере. Он отказался. А вместо этого снял небольшое помещение под офис и в течение нескольких месяцев встречался с модельерами и потенциальными инвесторами, а потом купил небольшую «умирающую» сеть магазинов одежды J. Crew. Размер компании дал ему возможность в полной мере реализовать свой стиль управления — более чем уместный в таких условиях.

Результаты оказались выдающимися: если 2003 год J. Crew закончила с $30 млн. убытков, то уже в 2004-м ее прибыль составила $37 млн. Сам Дрекслер утверждает, что именно небольшой масштаб фирмы позволил ему получать удовольствие от работы: «Жаль, что я не понял этого раньше. Gap не была слишком большой для меня. Но работать там мне было не так приятно, как здесь. Управлять менеджерами — не столь весело, как управлять ассортиментом и общаться с покупателями».

Создать собственную компанию; занять руководящую должность в другой организации; стать независимым консультантом — вот только некоторые из возможностей, открывающихся перед топом после увольнения. И, пожалуй, самое сложное из того, что ему предстоит сделать, — это понять, чего же именно ему хочется.

Татьяна Кузнецова
По материалам
«Управление компанией»

Источник: HR-Лига

 



Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна