Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - интересно
О нас Реклама на сайте Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - магазин
HR - словарь
HR - интересно

Подписка

 


 
Начальница: злая, капризная, нежная
Добавлено: 25.05.2006
Версия для печати

Варвара Агламишьян

Статистика показывает, что доля женщин в топ-менеджменте крупных российских компаний в России очень незначительна - всего 5-10%. В западных - положение лучше, но ненамного. Там только 15-20% высших позиций заняты женщинами. Почему так происходит и от чего в западной компании женская карьера делается проще?

Теоретически сегодня и женщины, и мужчины обладают равными возможностями для достижения карьерных высот. Но эксперты напоминают о существовании ряда подводных камней. "Важно понимать, что в западной фирме босс-мужчина априори подсознательно боится обвинений в сексизме, если вступит в конфронтацию с женщиной-коллегой, которая настойчиво взбирается вверх по карьерной лестнице и объективно достойна руководящих постов", - отмечает директор по рекламе и PR группы "АльфаСтрахование" Анастасия Бондарева.

Российский же бизнес в силу своей молодости менее терпим к начальникам женского пола. Бытуют стереотипы, что женщина менее собранна, подвержена чужому влиянию, больше отвлекается на семейные и бытовые проблемы, не обладает жесткой хваткой и т.д. Поэтому женщины либо пытаются извлечь максимальные выгоды из того, чтобы "оставаться женщиной" (помимо декольте и высоких каблуков это предполагает и "поддерживающий" стиль поведения), либо стараются доказать, что могут работать как мужчины. "Женщине объективно сложно сделать карьеру топ-менеджера, так как среда постоянно подталкивает ее к несбалансированному поведению и действиям в рамках одной из двух приведенных выше ролей, - отмечается в вышедшем недавно исследовании "Сценарий для топ-менеджера". - Адаптироваться к сообществу топ-менеджеров мужчин, "оставаясь собой", очень сложно, и удается это немногим".

Типы женщин-руководителей

Специалисты по менеджменту выделяют два основных типа поведения женщин-руководителей: подчеркнуто-жесткий и "поддерживающий".

Подчеркнуто-жесткий тип

Женщины на руководящих позициях часто демонстрируют "мужские" черты поведения, причем нередко - в утрированной форме. Пытаясь подстроиться под традиционно мужской стиль лидерства, они ведут себя более агрессивно и жестко, чем их коллеги-мужчины. Вот некоторые характерные высказывания руководителей на эту тему:

"На российском рынке преобладают авторитарность и агрессивный менеджмент. Ролевая модель руководителя - не женская. Общение на неформальном уровне, постоянные застолья для женщины невозможны".

Мужская среда воспринимает "вторжение" женщин на ключевые позиции с предубеждением, и поэтому любые недочеты женщин-руководителей замечаются и обсуждаются активнее и чаще. Такая ситуация закрепляет жесткий агрессивный стиль лидерства женщины-руководителя (постоянная готовность к бою).

Здесь еще раз стоит оговориться, что такая ситуация встречается далеко не на всех уровнях управления, а преимущественно на высших должностях крупных российских компаний. Если женщина-руководитель отвечает за работу вспомогательных функциональных служб (финансы, управление персоналом), пусть даже в очень крупных компаниях, то ситуация будет несколько другой. На данных направлениях работает множество женщин, и к ним в российской бизнес-среде вполне позитивное отношение, так что излишняя агрессивность и жесткость линии поведения может только навредить развитию карьеры.

"Поддерживающий" тип

Часто можно наблюдать и другой стиль поведения женщин-руководителей. Если первый стиль основывается на утрировании мужских черт (жесткость, агрессивность, постоянная готовность к борьбе), то представители второго типа чаще всего делают акцент на мягкости, способности выслушать и оказать поддержку, помочь найти выход из конфликтной ситуации. Такие женщины, как правило, обладают развитым эмоциональным интеллектом, большой пластичностью, что нередко обеспечивает им существенное влияние на владельца и акционеров бизнеса. Здесь тоже можно говорить об утрировании, но уже не мужского, а материнско-женского стереотипа поведения.

www.finiz.ru



Назад

  Начало / HR - интересно

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна