Поиск работы. Управление персоналом. Оценка и обучение персонала. (на главную)
 
  Начало / HR - законодательство / Трудовой кодекс / Защита трудовых прав
О нас Реклама на сайте Вакансии и Резюме Карта сайта
   
 
Новости
HR - исследования
HR - законодательство
HR - технологии
HR - управление
HR - реальность
HR - контакты
HR - события
HR - словарь
HR - интересно
Вакансии и Резюме

Подписка

 


 
Федеральная  инспекция труда
Добавлено: 14.06.2004
Версия для печати

Untitled Document

Синица Оксана Синица Оксана Станиславовна
Юрисконсульт,
ООО «Екатеринбург-Сервис»
E-mail: sinitsaos@rambler.ru, sinitsa@ekb-service.ru

Знаете ли Вы свои права, если к Вам придет с проверкой федеральная инспекция труда?

Эта статья о том, как должна проходить проверка, как она должна быть оформлена документально, какие документы должны предоставить Вам и что в них должно быть зафиксировано. Знайте свои права и будьте грамотными!

1. Порядок проведения мероприятий по контролю
2. Ограничения при проведении мероприятий по контролю
3. Оформления результатов мероприятия по контролю
4. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
5. Ответственность за нарушения положений трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, а так же иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляется органами федеральной инспекции труда (ст. 353 ТК РФ).

В своей деятельности должностные лица и органы федеральной инспекции труда руководствуются ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

В ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», указано, что мероприятия по проведению контроля, в том числе государственными инспекциями по труду, могут носить как плановый, так и внеплановый характер.

1. Порядок проведения мероприятий по контролю

Плановое мероприятие по контролю в отношении одного и того же юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) может проводиться не более чем один раз в два года.

Исходя из установленной законодательством периодичности проведения плановых мероприятий по контролю, следует сделать вывод, что организация подлежит проверке за последние два года.

Внеплановая проверка, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, проводиться в отношении деятельности юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Также внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в следующих случаях:

- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора).

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю обязательно указываются:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Необходимо отметить, что мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность как плановых, так и внеплановых мероприятий по контролю не должна превышать один месяц.

Срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем, не более чем на один месяц только в случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю.

2. Ограничения при проведении мероприятий по контролю

При проверке могут быть истребованы документы, перечень которых должен определяться с учетом требований статьи 8 Федерального закона N 134-ФЗ о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.

Так же при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну, и информацию, полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

3. Оформления результатов мероприятия по контролю

Результаты мероприятия по контролю оформляются должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, актом установленной формы.

Акт составляется в двух экземплярах и должен содержать следующие сведения:

- дата, время и место составления акта;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

- сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

- подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются другие акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта (с копиями приложений) вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

Если в результате проведенного мероприятия по контролю выявлено административное правонарушение должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В данном журнале должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

В случае отсутствия журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

4. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Должностные лица и/или представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и/или их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение вреда, причиненного вследствие действий/бездействия должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора).

В случае признания действий/бездействия должностных лиц органов государственного контроля (надзора) неправомерными, вред, причиненного вследствие данных действий/бездействия подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

5. Ответственность за нарушения положений трудового законодательства

Административная ответственность за нарушения положений трудового законодательства определена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Административная ответственность, налагается:

1. За отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума - наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.7 КоАП РФ);

2. За нарушение положения Трудового кодекса РФ, а также Федеральных законов от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", от 23 ноября 1995 года N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и другого .законодательства о труде и об охране труда - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);

К нарушениям законодательства о труде также относятся нарушение прав профессиональных союзов (статья 378 ТК РФ); воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, в частности неисполнение предъявляемых ими предписаний, применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к самим государственным инспекторам труда, членам их семей их имуществу (см. статью 363 ТК РФ).

Следует отметить, что согласно ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение же в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) в соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение же законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП РФ).

3. За уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора (соглашения) либо нарушение установленного срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ);

4. За непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения - наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ);

5. За необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения - наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ);

6. За нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору (соглашению) - наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ);

7. За уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе, не предоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) - наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ);

8. За невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры - за собой наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ);

9. За увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки - наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ);

10. За нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника (ст. 90 ТК РФ) - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 13.11 КоАП РФ);

Кроме того, согласно ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное представление таких документов и материалов, не представление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо представление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации - влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

11. За неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ);

12. За невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.5 КоАП РФ);

13. За непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.6 КоАП РФ);

14. За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.8, 19.9 КоАП РФ, - наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.7 КоАП РФ);

Приложения

1. Распоряжение о проведении мероприятий по контролю
2. Акт по результатам мероприятий по контролю


Источник: Человеческие Ресурсы Урала

Назад

  Начало / HR - законодательство / Трудовой кодекс / Защита трудовых прав

© 2001-2009 ООО "Сеть порталов "Человеческие ресурсы".
Оптимизация сайта - Промо-Мастер
Разработка сайтов - WebMotor 2001-2009 ©
Дизайн EuroMedia 2001 ©
При любом использовании материалов сайта, ссылка на RHR.ru обязательна